Келья (грот) святого апостола Симона Кананита
Христианские святыни Псырцхи
Местность Псырцха, название которой в переводе с абхазского обозначает «пихтовый родник», привлекает не только своей красотой, но и известными христианскими святынями. В ущелье Псырцхи находится одно из часто посещаемых паломниками и туристами мест Нового Афона. Это грот святого великомученика Симона Кананита.
Путь к пещере апостола начинается у древнего храма IX-X веков. Тропа проходит мимо искусственного водопада и небольшого запруженного озера. По пути можно встретить несколько христианских святынь: это источник со святой водой, омовение в котором, как гласит предание, излеивает от всех недугов; небольшой гранитный валун с отпечатком стопы апостола; горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть. На камнях, лежащих близ грота, до сих пор видны красные пятна – «капли апостольской крови». Считается, что путника ждет удача, если он наугад вытащит из углубления с водой обагренный камешек.
Симон Кананит на земле абазгов
Церковное предание называет землю, на которой проживали абазги и апсилы, Уделом Богородицы. После дня Пятидесятницы, когда сошедший на апостолов Сятой Дух наделил их даром многоязычия для евангельской проповеди в иных странах, ученики Иисуса решили бросить жребий, определяющий каждому его миссионерский удел. Святая Мария также хотела посвятить себя благовествованию, однако апостолы отговаривали ее ввиду опасности.
В конце концов, было решено, что Богородица примет участие в жребии, но затем выберет одного из апостолов, чтобы он проповедовал за нее на этой земле сверх собственного долга. Для проповеди в своем уделе Богородица избрала Симона Кананита – своего пасынка, сына Иосифа Обручника от первого брака, близкого ей по духу и родству. Повинуясь ее воле, он после проповеди у бриттов, отправился на восток, в Абазгию, и до конца своих дней жил среди абазгов.
В Абазгии апостол избрал для проживания и служения небольшой грот в красочном ущелье реки Псырцха. Симон Кананит жил в посте и молитвах, оберегал семьи, прославлял Иисуса Христа многими чудесными знамениями. Приходившие сюда люди слушали евангельскую проповедь о Боге, который стал Человеком и во искупление грехов людей отдал свою жизнь, об апостолах и Богородице, которая волей жребия должна была нести благую весть абазгам. Рассказы Симона об Уделе Богородицы соответствовали традиционным абхазским представлениям об их земле как об уделе Анцва, Божьей земле. Это облегчило его миссию, послужив быстрому распространению новой веры. Симон Кананит стал национальным святым и основателем одной из самых древних христианских общин.
Двадцать веков спустя
Грот Симона Кананита приобрел современный вид уже после смерти апостола. Монахи-отшельники прорубили в пещере вход (апостол входил в свою обитель через узкое отверстие в своде), построили лестницу из известковых плит. Они выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита на стенах пещеры.
По материалам Сухумо-Абхазской епархии.